«Наше исчезновение или метаморфоза, вот то, что я пытаюсь инсценировать»

Почему ты стал художником? Ты помнишь точный момент принятия этого решения?

Честно говоря, у меня до сих пор нет убеждения, что я стал художником. Это зависит от обстоятельств! С такой разной деятельностью, как у меня, я постоянно меняю свои представления о том, что я хочу делать: начиная от иллюстраций и заканчивая технической экспертизой CGI. Сейчас я довольно далек от того, чему учился, получая художественное образование. Тем не менее, мне нравится работать над очень личными проектами, когда могу. Именно в такие моменты, без ограничений, я чувствую себя художником.

Я всегда был окружен определенной творческой энергией. Даже когда не думаю о создании чего-то нового, в конце концов, это всегда меня догоняет. Я убежден, что моя жизнь синхронизирована с этим…

Оглядываясь назад, не думаю, что у меня был выбор. Вся деятельность похожа на необходимый обмен: получить – отдать. В противном случае, моя чаша быстро переполнится!

Пейзажи, 2020. CGI

Ты определенно цифровой художник, не так ли?

Это правда. Категория «цифровой художник» мне больше всего подходит. Моя связь с технологиями очень сильна. Я долгое время был увлечен компьютерной графикой. Сегодня могу сказать, что я все-таки пошел дальше и развил более критический взгляд. На это ушло много времени, и не всегда удавалось добиться успеха!

Интересно посмотреть, что может предложить тот или иной медиум, что он может выразить, но не стоит становиться его бездумным слугой.

Иногда, когда это имеет смысл, я пытаюсь найти способы привнести все эти цифровые элементы в более осязаемое пространство с помощью текстиля и 3D-печати.

Первая причина: проблемы с хранением, потому что, как это ни парадоксально, срок службы компьютерных данных может быть очень ограничен. Я не хочу, чтобы годы моей работы были стерты с жесткого диска в момент!

Вторая, (и прежде всего) поиск более интимного контакта, который становится глубоко трепетным, когда ты обрабатываешь нематериальные данные! Именно тогда, когда эти данные переходят из цифровой формы в материальную, моя художественная практика действительно начинается, так как это заставляет меня задуматься над вопросами контекста и концепта.

Кокиль, 2018. 3D печать

О доведении твоих цифровых идей до ощутимой формы с помощью текстиля и 3D-печати. Какие артефакты уже напечатаны? Что они значат для тебя? 

С одной стороны, я напечатал определенное количество 3D-объектов. В основном, это отпечатки, сгенерированные фракталами. Я хочу найти через CGI-инжиниринг своего рода креативную матрицу. Это идея, очень близкая кибернетике, которая устанавливает тесную связь между нашей системой мышления и основой вычислений. Если компьютерная наука — это картография нашей системы мышления, то, возможно, и здесь есть творческий источник, которому мы могли бы, при правильных настройках, придать форму автономии.

Второй материальный проект – это некоторые печатные ткани, это такой промежуточный результат, на полпути между 3D и фотографией. Такая печать усекает перспективу, иногда делая  эти объекты сферическими, иногда плоскими. Концепция заключается в том, чтобы запечатлеть некоторые пейзажи глазом, почти лишенным понятия точки зрения, имманентным глазом! 

Это довольно сложно по определению (смеется), поэтому я практикую фотограмметрию для этого, делаю много снимков одного и того же места, чтобы создать цифровую версию, 3D объекта и текстуру, буквально как кожу! После этого я печатаю их на ткани, чтобы сохранить эту идею кожи, и предлагаю использовать их художникам в качестве творческого материала.

Серия искажений, 2019. Фотограмметрия.

Какой потенциал ты видишь в креативных матрицах? Не думаешь ли ты, что в них может возникнуть неконтролируемая сила?

Я вижу в этом сильную поэтическую силу! Создавать красоту? Стать ближе к творческому источнику? Это не очень понятно для меня, но это почти магнитная сила притяжения!

Это влечение может быть связано с психотропными переживаниями, которые у меня были, когда я был моложе. Мне все еще интересно, откуда пришли эти видения.

Я не могу действительно сказать, есть ли в них слишком много силы! На данный момент, это скорее квест, поиск путей того, как их можно использовать для добра, но да, в долгосрочной перспективе они могут представлять собой инструмент, который можно использовать в некоторых сомнительных целях.

Без названия, 2019. CGI

В каких «сомнительных целях» можно использовать креативные матрицы?

Развитие и демократизация нейросетевого обучения показало, как их можно неправильно использовать! Глубокая подделка, синтез речи и так далее…

В более широком смысле, в конечном итоге, это приведет к тому, что творческий акт потеряет свою ценность, даже большую, чем техническая воспроизводимость. Потеря рабочих мест в некоторых областях, таких как 3D-анимация, 3D-такелаж, где GAN (генеративные соперничающие сети) добились огромных успехов. И это только для моей области; на самом деле это повлияет на все сферы нашей жизни.

Так что, даже если этот подход имеет определенную поэзию, в большом масштабе результат будет очень проблематичным.

Без названия, 2019. CGI.
Агапэ, 2018. CGI.

В твоих работах есть некоторая озабоченность материальным/природным миром. Кроме того, люди выглядят как неоязычники, что в совокупности приводит к пост-апокалиптическому видению будущего, которое, тем не менее, каким-то образом связано с виртуальной реальностью… Не так ли?

Вроде того, да! Многое смешивается в образах, и мне нравится позволять глазам каждого человека видеть то, что они хотят видеть. Есть несколько повторяющихся тем, часто связанных с перспективами нашего будущего, когда речь не идет о нашей дуальности.

У меня есть более или менее осознанное ощущение, что мы находимся здесь в очень особенное время, в переходный период. Это очень скользкое время, потому что я не понимаю, до какой степени есть контроль над ситуацией.

Среди всех этих трансформаций, которые происходят в данный момент, меня особенно интересует то, что связано с нашим отношением к изображению. Есть книга на эту тему, которая глубоко впечатлила меня: «Преемственность реальности» (La relève du réel) Сержа Салата. Она с большой глубиной выражает этот перелом, через который мы сейчас проходим.

Я пытаюсь представить именно наше исчезновение или метаморфозу. В начале моей практики использования CGI, в моих работах не было людей. Я начинал с идеи, что они эволюционировали в образы, архитектуру, места, которые они оставили после себя.

С момента изобретения перспективы наша одержимость входом в “изображение”– в место всех возможностей, при этом свободное от ограничений пространства и времени, благодаря технологии VR / AR (виртуальная и дополненная реальность) достигла такой степени, какой никогда не была раньше.

Мне интересно посмотреть, что будет дальше, но это всегда оттеняет определенную меланхолию, потому что я очень привязан к этому вибрирующему, осязаемому миру. 

Без названия, 2019. CGI
Без назввния, 2018. Фотограмметрия

Ты упомянул будущее без дуализма. Что ты в нем видишь?

Единство! Это повторяющаяся тема в моей работе, у меня есть ощущение, что многие наши проблемы сегодня исходят из этого разделения, которое мы переживаем. Слишком много вещей находятся в состоянии дуализма (Природа/Гуманность, несущественное/вещественное и так далее). Очень важно принять эти противопоставления. Вот почему в некоторых моих образах есть этот сладкий/застенчивый тон, это способ смириться с этой дуальностью.

Текстуры, 2018. CGI
Пространство, 2019. CGI
Без названия, 2019. CGI.

Существует пересечение визуального языка твоих работ с рекламой. Это преднамеренный шаг с твоей стороны или это профессиональное?

Я думаю, что основным источником вдохновения для этого является чрезмерная любовь к рекламной графике 70-х — 90-х годов, к тому как она представляет нам видение мира: с невероятной изобретательностью, эффективностью и даже определенной странностью. Сегодня эти образы имеют большую двусмысленность, потому что за их полировкой всегда чувствуется их кажущееся совершенство, определенная сухость, зияющая дыра, которую никогда не удавалось заполнить идеологией потребительства.

Именно увлечение этим дуализмом подтолкнуло меня к участию в вэйпорвейв (vaporwave) движении и к признанию своего акселерационного настроения.

В остальном, я работаю в креативном агентстве, и вероятно, интегрировал много эстетических кодов из их видения!

Duhkha, 2019. CGI

Повлияли ли пандемия и самоизоляция на твою деятельность и на те идеи и темы, которые ты бы хотел исследовать?

Что касается моей профессиональной рутины: не совсем, так как я работаю дома на компьютере. Но я почувствовал кризис, как и все остальные, со странной атмосферой на улицах и потоком информации. Это вызывает много вопросов. Каким будет мир после кризиса?

Есть возможность изменить проблемную структуру нашего общества. Как мы, как представители креативной индустрии, можем играть в этом роль?

Над каким проектом ты сейчас работаешь?

Я работаю над кое-какими проектами для Auroboros, бренда, сосредоточенного на интеграции и слиянии науки и технологий в моде. Это очень интересный проект, и есть несколько замечательных людей, с которыми я могу работать! 

Кроме того, я работаю со своими родственниками над текстильными изделиями, изготовленными из тканей, которые я произвел за последние несколько лет. Прототипы готовы, и все, что осталось — это начать коммуникацию и встретить первых заинтересованных людей! 

Какой твой любимый проект и почему?

Серия рисунков, выполненных подобно автоматическому письму. Я очень люблю эту работу: это проект, который следовал за мной на протяжении почти десятилетия!

Я хотел запечатлеть нервную активность, как машины, которые обнаруживают землетрясения, но кончиком карандаша. Это отвлекало меня на некоторое время! Я перестал делать эти рисунки несколько лет назад; я заменил их медитацией, где продолжаю наблюдать за своей нервной активностью.

Из серии «Облако», 2015. Рисунок

Это способ найти вдохновение?

Прежде всего, это форма необходимости; у меня есть тенденция быть легко запутанным и перегруженным ощущениями, мыслями и т.д. И эти практики помогают мне прояснить все эти аспекты, по крайней мере, направить их в нужное русло.

Конечно, такие ритуалы оказывают глубокое влияние на мою художественную практику. Тем более, что я очень редко концептуализирую свою работу. В основном это инстинктивный поиск с помощью манипуляций инструментом, поэтому результат во многом фокусируется на моем собственном восприятии.

Это процесс, который может показаться эгоцентричным, но в долгосрочной перспективе это не так. Самоанализ, если надавить достаточно глубоко, в конечном счете, может связать нас глубже с другими, заставляя нас осознать непостоянство нашего эго и нашу взаимозависимость с другими.

Из серии «Архитектура», 2018. CGI

"It is our disappearance, or metamorphosis, that I am trying to stage"

Why did you become an artist? Do you remember the exact moment of your decision?

To be honest, I don’t always have the conviction to be an artist, it depends on the times! With my different activities, I change my ideas of what it is that I want to do all the time, ranging from illustration to CGI technical expertise, and I’m now quite far from what I learned in my art studies.

Nevertheless, I like to work on some very personal projects when I can, and it’s in these moments, without restrictions, that I feel the most like being an artist.

I’ve always been surrounded by a certain creative energy, even when I’m not thinking about creating something new in particular, it always catches up to me in the end! So I made sure my life was in sync with that…

Looking back, I don’t think I had much of a choice, it’s almost like a necessary exchange, to receive and to give, otherwise the cup will quickly overfill!

Landscapes, 2020. CGI.

You are definitely a digital artist, aren’t you?

It’s true that the digital artist category suits me best.

My connection with technology is very strong. I was, for a long time, carried by a very heavy fascination for computer graphics, and today I can say that I went further and developed a more critical eye, but it took me time and I didn’t always manage to succeed!

It is interesting to see what a certain medium has to offer, what can be expressed by it, but one should not become its mindless servant.

Sometimes, when it makes sense, I try to find ways to bring all these digital elements into a more tangible realm through textile and 3D printing.

The first reason is conservation concerns, because, paradoxically, the lifespan of computer data can be very limited. I don’t really want to see years of work erased by a hard drive failure!

And also (and above all) to find a more intimate contact, which becomes deeply moving when you spend most of your time handling immaterial data!

It’s when this data goes from being digital to having a material form that my artistic activity really begins, as it forces me to think about the questions of scenography and meaning.

Coquille, 2018. 3D print.

About bringing your digital ideas to the tangible form. What kind of artifacts have you printed already? What do they mean to you in terms of your projects?

On one hand I have printed a certain number of 3D prints, mostly shells generated by fractals, I’m interested to find via CGI engineering a kind of creative matrice. It’s an idea very close to cybernetics, which establishes a close relationship between our system of thought and the basis of computing. If computer science is a cartography of our system of thought, perhaps there is a creative source here too, to which we could, with the right settings, give a form of autonomy.

The second material project is some printed fabrics, the results of a process halfway between 3D and photography. It truncates perspectives, sometimes making them spherical, sometimes flat.

The concept is to capture some scenery with an eye almost stripped of the notion of point of view, an immanent eye!
This is quite hard by definition, ha-ha, so I practice photogrammetry for it, I take many pictures of the same place to produce a digital version of it, a 3D object and a texture, literally like a skin!

After, I print it on fabric to keep this idea of skin, and I propose using them to artists as a creative matter.

Distortion Seria 3, 2019. Photogrammetry.

What potential do you see in creative matrices? Don’t you think there is a lot of uncontrollable power that can arise from them?

I discern in it a strong poetic power! Generating beauty? Getting closer to the creative source? It’s not very clear to me, but it’s an almost magnetic force of attraction!

This attraction may be due to psychotropic experiences I had when I was younger; I’m still wondering, where these visions came from.
I can’t really say if there is too much power in them! For now, I think it’s more of a quest, a search for the ways of how they can be utilised for good, but yes, in the long run they may represent a tool that can be used in some shady ways.

Untitled, 2019. CGI.

What kind of ‘shady ways’ do you see that creative matrices can be used in?

The development and democratization of neural network training has shown how they can be improperly used! DeepFake, speech synthesis, and so on…

More broadly, this will eventually make the creative act lose its value, even further than the technical reproducibility. The loss of jobs in some areas like 3D animation, 3D rigging, where GANs (generative adversarial networks – Editor) have made huge progress. And that’s just for my field; in actuality it will have an impact on all fields of our lives.

So, even if this approach has a certain poetry to it, on a large scale the result is going to be very problematic.

Untitled, 2019. CGI.
Agape, 2018. CGI.

There is some concern with the material/natural world in your works. Also, the images of humans look like neo-pagans, which, all together, leads to a post-apocalyptic view of the future, which, nonetheless, is somehow connected with virtual reality… Isn’t it?

Sort of, yes! A lot of things get mixed up in my images and I like to let each person’s eyes see what they want to see in them. There are several recurring subjects, often dealing with the prospects of our future, when it’s not about our duality.

I have a more or less conscious feeling that we are here at a very special time, a time of transition, and it’s a very slippery time, because I don’t know to what degree we are in control of this situation.

Among all these transformations that are taking place at the moment, it is the one around our relationship to the image that interests me in particular. There is a book on this subject that has left a deep impression on me: “La relève du réel” by Serge Salat. It expresses this fracture that we are going through now with great depth.

It is our disappearance, or metamorphosis, that I am trying to stage.

At the beginning of my work, including the use of CGI, there were no people in my images, because I started from the idea that they had evolved into images, architecture, the places they left after them.

Since the invention of perspective, our obsession with entering into the image, a place of all possibilities, with freeing us from the constraints of space and time, has reached a degree never seen before with the advent of VR/AR technology (virtual and augmented reality — Editor).

I am interested to see what will happen next, but it is always tinged with a certain melancholy because I am very attached to this vibrating, tangible world. 

Untitled, 2019. CGI.
Untitled, 2018. Photogrammetry.

You have mentioned a future without duality. What do you see in it?

Unity! This is a recurring subject in my work, I have this feeling that a lot of our problems today come from this separation that we’re experiencing. Too many things are in a state of duality (Nature/Humanity, immaterial/material and so on). It’s very important to embrace these oppositions. It’s why there’s this sweet/better tone in some of my images, it’s a way to make peace with this duality.

Textures, 2018. CGI
Space, 2019. CGI
Untitled, 2019. CGI

There is a crossing advertising language in your works. Is it an intentional step on your part or did it arise from your professional background?

I think the primary source of inspiration for this is that I have an excessive love for the advertising visuals of the 70s to 90s, and with how it managed to present to us a vision of the world to come with an incredible inventiveness, efficiency, and even a certain strangeness.

Today, these images have a great ambiguity, because one always feels behind their polish and seeming perfection, a certain dryness, a gaping hole that the ideology of consumerism could never manage to fill.

It’s my fascination with this dualism that pushed me to participate in the vaporwave movement, and to recognize myself in its accelerationist mood.

Otherwise, I work at the creative agency, and I’ve probably integrated a lot of their aesthetic code!

Duhkha, 2019. CGI

Has the novel coronavirus pandemic and self-isolation affect your professional routine and influence the ideas and themes you would like to explore?

Regarding my professional routine: not really, since I work from home on my computer. But I felt the crisis as everyone else did with the strange atmosphere in the streets and the flow of information. It raises many questions. What will the world be like after the crisis?
There is an opportunity to change the problematic structure of our society. How can we, as creative actors, play a role in that?

What project are you working on right now?

I’m working on some stuff for ‘Auroboros’, a brand focused on the integration and merging of science and technology in fashion. It’s a very interesting project, and there are some great people for me to work with!
Also, I am working with my relatives on wearable textile products made from the fabrics I have produced over the last few years. The prototypes are ready, and all that remains is to establish an adapted communication and to see the reception of the people!

What is your favourite project of yours, and why?

A series of drawings done in a manner similar to automatic writing. I have a real affection for this work: it’s a project that followed me for almost a decade!

I was looking to capture the nervous activity like machines that detect earthquakes, but with the tip of my pencil. It kept me busy for a while! I stopped making these drawings a few years ago; I replaced it with meditation, where I continue to observe my nervous activity.

Cloud series, 2015. Drawing.

Observing your nervous system while you were drawing and meditating, and using some psychotropic substances. Is this your way of finding inspiration?

It is first of all a form of necessity; I have a tendency to be easily confused and overwhelmed by sensations, thoughts, etc. And these practices help me to clarify all this, or at least to channel it.

Of course, such rituals have a profound effect on my art practice. Even more so since I very rarely conceptualize my work. It is mostly the result of an instinctive search by manipulation of the tool; the result, therefore, focuses a lot on my own perception.
It’s a process that may seem egocentric, but in the long run not so much, self-analysis, if pushed deeply enough, can eventually link us more deeply to others by making us aware of the impermanence of our ego and our interdependence with others.

Architecture series, 2018. CGI.