“Я работаю с метафизическими смыслами, понятными каждому, кто считает себя человеком”

Что такое “Манифест русского хтонизма”, который ты подписала в 2017 году? 

Идеолог русского хтонизма Михаил Климин собрал вокруг себя несколько художников, интересующихся близкими темами, началось обсуждение и калибровка идей. После этого Мишей был окончательно сформулирован текст. Потом мы его подписали. Предполагалось, что последует ряд выставок, схваченных этой темой, но этого не произошло. Миша почти выпал из современного искусства, а художники разбрелись каждый своей дорогой. Однако, тема эта по-прежнему мне близка, может, правда, уже в несколько других формулировках.

Манифест декларирует свою противопоставленность современному русскому искусству как «тусовке», с её жёсткими иерархиями и «симуляцией жизни». В тексте прочитывается определенное сожаление о неудавшемся проекте «искусства 90-х”, у которого были все шансы ворваться на международную арену, но этого не случилось. Эти слова выражают горькое сожаление или приговор сцене, где художнику, не входящему в тусовку, нет возможности реализоваться?

Это скорее у Михаила стоит уточнять, какие он нюансы закладывал. Что касается моего отношения к проекту 90-х, то у меня к нему какого-то особого сентимента нет, и скорее крах его мне кажется закономерным, т.к. с крахом Совка (СССР) произошло, как мне кажется, некое самоотрицание, что отразилось в том искусстве. Иными словами, оно мне представляется чем-то симуляционным, фейком, как египетские города с отдельными скульптурами, которые построены с нуля в пустыне. Только подобный культурный конструкт был сооружен на руине государства с громаднейшим культурным слоем, на который практически всем стало плевать. Важными вещами стали джинсы и сигареты Мальборо. Единственное, чего мне не хватает в искусстве сейчас и что, кажется, было тогда, так это особая заостренность, в противовес сегодняшней политкорректной уравниловке. Но тут, как говорится, на вкус и цвет.

Даша Кузнецова, День Светопреставления, 2020. Резьба по дереву (сосна), живопись маслом. 120х60х4 см.

Чем “русская хтонь” отличается от “хтонизма”? 

Русская хтонь — это про темное, жуткое, низовое в образном смысле. В Русском Хтонизме «хтонизм» понимается в структуралистском, что ли, смысле — низкий значит самый глубокий. По схеме, которую я рисовала к манифесту можно это увидеть: Русский хтонизм распространяется на все пласты культуры, но при этом, находится в том месте, где культура переходит в забвение — на стыке с бездной. И если хтонь — это просто то, что пугает, заигрывает с ужасом, с потусторонним, с подземными мирами в мифологическом смысле, то Русский Хтонизм — это нестыковка, несовпадение, трещина, некий разлом, через который сквозит вечность. Русский Хтонизм включает в себя низовое, но не ограничивается им. По крайней мере, я так это понимаю, возможно Михаил Климин не согласится.

Эпитет «русский» во всех этих определениях имеет какое-то особое для тебя значение? Это намеренное подчеркивание национального контекста? К примеру, не знакомому с русской хтонью читателю, данные схемы вполне могут напомнить М.Хайдеггера с его “ужасом бытия” и его же бытийственным “просветом”. В чем принципиальная особенность “русского” онтологического подхода?

Согласно Хайдеггеру земля — это то, что делает вещь «на-стоящей». Хтонизм же — это открывающееся при взгляде на то,  что составляет часть этой земли. В Германии вещи являются «на-стоящими», потому что они «стоят» на немецкой земле. А вещи, которые в России являются «на-стоящими» — «стоят» на русской земле.

Из чего, в таком случае, состоит это поле забвения, противопоставленное полю «высокой культуры», которое в твоей схеме представлено искусством, литературой, кино, музыкой, архитектурой — иными словами, весьма традиционными формами культуры? 

Меня лично интересует забвение, потому что является тем, что предваряет смерть и является промежуточным между бытием и не-бытием. С точки зрения искусства, забвение — это то место, в котором происходит особая морфология форм и нарративов, которую можно, образно говоря, наблюдать на краю зрения, и которая кажется мне живописно интересной. То, что находится на грани исчезания особым образом звенит, как тихий лесной колокольчик, и является особо ценным.

Даша Кузнецова, Вавилон и Византия, 2020. Холст, масло. 45х60 см.
Даша Кузнецова, Русский сон (2), 2020. Живопись маслянными красками, холст. 60×70 см.

В чем отличие «русского танатоса» от западноевропейской культуры смерти?

Мне очень нравится например, такой русский традиционный танатологический объект как домовина. Это небольшая деревянная изба в лесу, прообраз избушки на курьих ножках. Мне кажется русская смерть — это вечный дом, что-то очень уютное.

Но, на самом деле, русский / российский мир нельзя ограничивать традиционными, народными мотивами. Имперский и советский миф — тоже часть нашей истории. То, с чем мы имеем дело сегодня, например, отношение к смерти, тоже необходимо принимать во внимание. В этом смысле история нашей страны противоречива и культура смерти тоже противоречива. Укутывающие лапы традиционного погребального ельника сменились черным дымом советских крематориев, вызывающие нигилистический трепет атеиста. Русский космизм призывал бессмертие. В 90-е, мне кажется, мы пережили опыт надругательства над смертью вместе со спекулянтами ритуального бизнеса, которые прошлись ногами по нашим трупам. Сегодня мы пожинаем плоды всего этого.

Кто сегодня определяет право на жизнь и смерть в русской действительности? 

Бог.

Даша Кузнецова, В шкафу, 2018. Обгорелое дерево (сосна) и фанера, глина, сталь. 91.5х74х13.5 см.

Какой? 

¯\(ツ)

Даша Кузнецова, Стол (23), 2018. Резьба по дереву (липа), гранулированный кварц, восковые церковные свечи, глина. 92,5×80,2х144 см.
Даша Кузнецова, Кто у меня мать на самом деле? 2018. Вид экспозиции, Старт Винзавод (Москва, Россия).
Даша Кузнецова, За дверью, 2018. Обгорелое дерево (липа), акриловый лак, воск, бронза, сталь. 64х44х13.5 см.

Можно ли сказать, что твоя художественная миссия это «назидание ужасом»? Какое место диалогичность занимает в твоих работах? Другой в диалоге — кто он?

Нет, не «назидание ужасом». Вообще жуткое в моем творчестве не является обязательным, я бы даже сказала, я его преодолеваю, пытаюсь вывести себя на высокие «ангелические» планы. В принципе, мне интересна полярность, соединение возвышенного и адского, интересно, как это все в себя вмещает человек, как это преломляется в его духовной жизни.

Думаю, Другой для меня это метафизическая категория. Наверное, важно скорее, его присутствие или отсутствие. Я имею ввиду такой градус рефлексии, в котором задаются вопросы следующего плана: «переживается ли присутствие Другого в вечности или же вечность — это вечное одиночество?» или «то, что мы переживаем как Другого в жизни — это действительно кто-то другой или это мы же сами?».

Даша Кузнецова, Бог, 2018. Живопись масляными красками по стеклу, алюминий, сталь. 30,5х21х2,5 см.

Ты мыслишь себя международной художницей или укорененность в локальном контексте является приоритетным? 

Международной художницей я себя не мыслю, потому что у меня не было международных выставок, хотя подобный интерес мое искусство вызывает. В российской современной институциональной или галерейной жизни я тоже не особо фигурирую, например, меня не представляет ни одна галерея. Если говорить именно о практике, то да, я работаю с местными смыслами, но не ограничиваю себя ими. При этом эти смыслы не являются закрытыми, понятными только соотечественникам. Например, я не леплю сырники или холодец, которые едят только русские и только они их узнают, а западный человек посмотрит и вообще не поймет что это. Я работаю с метафизическими смыслами, понятными каждому, кто считает себя человеком — сон, душа, вечность, смерть, время. Они окрашены в местные цвета, но могут быть направлены и на Запад или на Восток, знакомить мир с русской идентичностью.

‘Без названия’, 2018, 63х80х8 см, живопись масляными красками по дереву (сосна), воск, сталь

А зачем миру это знакомство с «русской идентичностью» сегодня? Для тебя важно, как тебя видят извне? 

Мне кажется, сегодня Россия находится в любопытной этической позиции, с одной стороны, являясь современным технологическим государством, а с другой стороны держится за национальные ценности. При этом, перед лицом глобалистского проекта мы сегодня являемся (это мое субъективное мнение) островком плюрализма. Для меня русская идентичность выражена в духовном-интеллектуальном взгляде, отличающимся от западного прагматического. Вообще, я думаю, правильно было бы сказать не «русская идентичность», а «русская душа». 

Что такое Русская Идея — это вопрос всей жизни, и каждый русский человек, а особенно художник или философ, его всю жизнь пытается решить и на него ответить. Так что здесь в одном абзаце ответить невозможно. 

Что касается второй части вопросы, то она как-будто предполагает негативное отношение к российским художникам, видимо имеется ввиду политического и идеологического контекста. Меня скорее расстраивают сложности и высокая стоимость международной логистики. Важно, конечно, как видят русского художника и страну в целом. Я лично очень переживаю и болею за Россию. Огромные пласты русской культуры вообще не транслируются вовне, либо не находят там отклика, в ходу специфические и даже в каком-то смысле чужеродные российскому контексту вещи, зачастую вообще не интересуют наших соотечественников. Думаю, причины этого имеют неоднозначную природу, многое зависит от конкретных энтузиастов, скажем, российских же кураторов, работающих на международной арене и решающих, что ценно, а что мусор. Вот к этим людям у меня вопросы.

Даша Кузнецова, Илья Смирнов, ОЛЯ, 2019. Резьба по дереву (сосна), акриловый лак, замочные скваженые и ключи KALE KiLiT 164 F5, гитарные струны, электроклеммы. 400х630х90 мм.
Даша Кузнецова, Илья Смирнов, 14 19 32 43. Вид экспозиции, Issmag (Москва, Россия).

Насколько для тебя важна институциональная представленность, либо достаточно submission platforms?

Кому-то важна, кто-то наоборот, противопоставляет себя ей. Мне лично интересно было бы взаимодействовать с музеем, как с инстанцией, которая инсталлирует работы в историю искусства. То есть музей, в этом смысле является храмом искусства, посредником между временным и вечным. Правда, такое понимание музея уже отошло в прошлое, и сегодня музей становится чем-то ситуативным и развлекающим, — такое преображение музея мне не особо интересно. С галереей тоже было бы интересно сотрудничать, т.к. хочется участвовать в развитии местного рынка, но не хочется самому становится галеристом. Единственная проблема — это неразвитость российского арт-рынка и пост-ковидная деградация отрасли.

Даша Кузнецова, СУПЕРКУЛЬТУРА, 2019. Пластиковые еловые ветки, новогодний мерч американского Белого дома. 80×80 см.

Что выступает для тебя формой художественного протеста? На кого он направлен? 

Сегодня для меня это неподчинение мейнстримным нарративам в совриске. Я противопоставляю себя слепому шествию за западной модой, реплицированию идеологических тенденций и трендов. Вместо этого хотелось бы быть самобытным национальным художником и развивать наши смыслы. Причем, не в колониальном смысле, как некоторые российские художники сегодня продают русскую культуру как сувенир или заигрывают с ее профаническими пластами типа лубка, а с той точки зрения, с которой Россия является одним из центров мировой истории.

Даша Кузнецова, Vomit, 2021. Живопись маслом, резьба по дереву (сосна). 637×293х40 мм.

Агрессивная политика России по отношению к т.н. малым народам и апроприация соседних земель, сопровождающаяся уничтожением локальной культуры, языка, традиций, является для тебя частью истории России как “центра мировой истории”? 

Я на это несколько иначе смотрю, с моей точки зрения, исходя из той исторической и художественной литературы, по крайней мере, которую читала я, политика Российской Империи не была направлена на  угнетение малых народов, населявшие ее, (их культуры традиций и религии), а коммунистическое правительство еще и очень много вкладывало в их развитие. Малые народы проживавшие, на территории Российской Империи и входившие в ее состав не притеснялись, их культура и религия не уничтожалась. В частности, существовали и сохранялись мечети, буддистские пагоды, католические и греко-католические храмы, синагоги и храмы православные, — все это сосуществовало во всем своем разнообразии. Православных храмов, конечно, было больше, т.к. было больше православного населения. И национальные искусства и промыслы существовали, традиции и язык сохранялись, у малых народов была возможность жить своей национальной и культурной жизнью. Это позволило после революции 17 года коммунистическому правительству на базе этих народов сформировать республики, не только по периметру, но и внутри. Если бы их угнетали и их идентичность была бы размыта, как бы тогда СССР создала такое количество республик и стала бы она их создавать? И на протяжении советской истории продвигалась дружба народов, а советская власть сознательно вкладывала средства в развитие этих национальных республик и их идентичности, что позволило им после распада Совка благополучно отделиться и создать полноценные автономные государства с развитой инфраструктурой. 

Советская власть конечно не поддерживала религию, но не только малых народов, но и православие — вообще никакую. Что на мой взгляд, конечно, было ошибкой.

Даша Кузнецова, У окна, 2018. Резьба по дереву (сосна), акриловый лак, живопись маслом по старинной доске, воск, сталь. 55х39,5х18,5 см.
Даша Кузнецова, Сила, 2019. Резьба по дереву (сосна). 59х40х108 мм.

Тебе не смущает обратная сторона великого проекта “дружбы народов”, о котором ты говоришь? В Беларуси, к примеру, за одну ночь с 29 по 30 октября 1937 года расстреляли всю культурную, научную и гражданскую интеллигенцию (более 100 человек). В период с 1937 по 1938 год сталинские репрессии в отношении беларусов достигли своего пика: более 100 000 человек были арестованы, репрессированы, сосланы в лагеря, брошены в тюрьмы. Беларусский язык был фактически вытеснен и заменен русским на государственном уровне. 

Конкретно ситуацией в Белоруссии я не владею, насколько я помню белорусский язык преподавался в школе вместе с русским, как и украинский. Национальная литература издавалась на этих языках и переводилась на русский.

Сталинские репрессии, как любые репрессии это ужасно.

Даша Кузнецова, Вавилон и Византия (2), 2020. Живопись маслом по деревянному планшету. 210х297, 420х297, 210х297 см.
Даша Кузнецова, Приход весны, 2020. Живопись масляными красками по деревянной доске (сосна). 34х45х4 см.

Усматриваешь ли ты различие между историческим Московским Княжеством и тем, что сегодня входит в понятие «Россия»? 

Интересный вопрос, спасибо. Усматриваю. Я, кстати, как коренной москвич, себя считаю условно гражданином Московии, по крайней мере, для меня сакральна именно история Москвы, и ее я считаю Родиной. На всю страну это не так сильно распространяется для меня, но, безусловно, тоже влияет. Есть бездна не только между историческим Московским Княжеством и современным РФ, но и между столицей и всей страной.

Даша Кузнецова, Ангел, 2019. Живопись маслом, матовое закаленное стекло, акриловый лак, сталь, войлок. 800х1200х8 мм (стекло), 30х40х60 мм (авторские крепежи).

“I work with metaphysical narratives that are understandable to everyone who considers himself or herself a human”

What is the “Manifesto of the Russian Chthonism” that you signed in 2017? 

Mikhail Klimin, an ideologist of the Russian Chthonism, gathered around him several artists interested in related topics and the discussion and calibration of ideas began. After that, Misha finally came up with the text. Then we signed it. A number of exhibitions united by the topic were anticipated, but they didn’t happen. Misha almost dropped out of contemporary art, and the artists went their own way. However, this topic is still relevant to me, but in a bit different definitions, I guess.

The group declares through the Manifesto its opposition to contemporary Russian art – a “community” with its rigid hierarchies and “simulation of life.” The text reveals a certain regret about the failed “Art of the 90s” project, which had every chance to break into the international arena but failed to do so. Do these words express bitter regret or is it a sentence to the scene, where the artist, who doesn’t belong to the “community”, has no chances to grow? 

You’d better ask Mikhail what message he wanted to deliver. As for my attitude to the project of the 90s, I have no special sentiment for it; rather, its collapse seems to me natural, because with the collapse of the Soviet Union, I think, there was certain self-denial, which was reflected in that art. In other words, it comes across as something deceptive, fake, like Egyptian cities with isolated sculptures built from scratch in the desert. It’s just that this cultural construct was built on the ruins of the state with an enormous cultural layer, which almost nobody cared about anymore. Jeans and Marlboro cigarettes were important. The only thing I miss in art now that have been then is a special sharpness, as opposed to today’s politically correct egalitarianism. But here, as they say, tastes differ.

Dasha Kuznetsova, End of a light day, 2020. Carved wood, oil painting. 120 х 60 х 4 cm.

How does “Russian chthonic phenomenon” differ from “chthonism”? 

Russian chthonic phenomenon is about dark, eerie and basal in a metaphorical sense. In Russian Chthonism, “chtonism” is understood in structural, or what, meaning – the basal means the deepest. You can see it in the diagram I drew for the manifesto: Russian Chtonism extends to all layers of culture, but at the same time, it is in the place where culture goes into oblivion – at the edge of the abyss. If the chthonic is just something that scares, flirts with horror, with the otherworldly, with the underground worlds in the mythological sense, then Russian Chthonism is a discord, a mismatch, a crack, a kind of rift through which eternity filters through. Russian Chthonism includes the basal but is not limited by it. At least, as I understand it; Mikhail Klimin may disagree.

Scream
Research Critics
Arts Literature Cinema Architecture Music, etc.
Horror Death Memory Nature Territory
High Culture
Paraculture
Russian Chthonism
Oblivion
Laughter

Does the epithet “Russian” in all these definitions have any special meaning for you? Is this a deliberate emphasis on the national context? For example, to a reader not familiar with the Russian chthonic phenomenon, these schemes may well remind M. Heidegger with his “anxiety of being” and his existential “clearing”. What is the fundamental feature of the “Russian” ontological approach?

According to Heidegger, the soil is what makes a thing real. Chthonism, on the other hand, is what is revealed when looking at what constitutes a part of this soil. In Germany, things are real because they “are rooted” in German soil. While things that are real in Russia “are rooted” in the Russian soil.

What, then, does this field of oblivion consist of, opposed to the field of “high culture”, which in your scheme is represented by art, literature, cinema, music, architecture, in other words, very traditional forms of culture?

I am personally interested in oblivion because it is what precedes death and is the intermediate state between being and non-being. From the point of view of art, oblivion is the place where a special molding of shapes and narratives takes place, which, figuratively speaking, can be observed at the verge of seeing, and which excites me. Something on the verge of extinction rings in a special way like a quiet forest bell, and is especially valuable.

Dasha Kuznetsova, Babylon & Byzantium, 2020. Oil on canvas. 45х60 сm.
Dasha Kuznetsova, Russian dream (2), 2020. Oil on canvas. 60 x 70 cm.

What is the difference between the “Russian Thanatos” and the Western European “culture of death”?

I really like Russian traditional thanatological objects such as “domovina”. It is a small wooden hut in the forest, a prototype of a hut on chicken legs. I think that Russian death is an eternal home, something very cozy.

However, in fact, the Russian world cannot be limited by traditional, folk motives. The imperial and Soviet myths are also part of our history. What we are dealing with today, let’s say, the attitude towards death must also be taken into account. In this sense, both the history of our country and the culture of death are controversial. The black smoke of Soviet crematoria, making atheists shiver nihilistically, replaced the wrapping boughs of the traditional burial spruce tree. Russian cosmism called for immortality. In the 90s, I think we went through death abuse together with the raiders of the ritual business, who walked over our dead bodies. Today we are reaping the fruits of that time. 

Who determines the right to live or die in Russian reality today? 

God.

Dasha Kuznetsova, In the Closet, 2018. Charred pine and plywood, clay, steel. 91.5х74х13.5 cm.

Which one? 

¯\(ツ)/¯

Dasha Kuznetsova, A Table (23), 2018. Сarving on lindenwood, granulated quartz, beeswax church candles, clay. 92.5×80.2×144 cm.
Dasha Kuznetsova, Who is my real mother? 2018. Installation view, Start Winzavod (Moscow, Russia).
Dasha Kuznetsova, Behind the Door, 2018. Сharred lindenwood, acrylic lacquer, wax, bronze, steel. 64х44х13.5 cm.

Can we say that your artistic mission is “edification through horror”? What place do dialogics occupy in your artworks? The Other in the dialogue – who is it?

No, it’s not “edification through horror.” In general, the eerie in my art is not obligatory. I would even say that I’m overcoming it, I’m trying to bring myself to “angelic” heights. Basically, I am interested in polarity, the combination of the sublime and the hellish. It makes me wonder how all of this is contained within a person, how it is refracted in his psyche.

The Other is a metaphysical category for me. Probably, its presence or absence is more important. What I mean is the reflection to the degree that the following questions come to mind: “Is the presence of the Other experienced in eternity, or does eternity represent eternal loneliness?”. Or “Is what we experience as the Other someone else or is it ourselves?”

Dasha Kuznetsova, God, 2018. Oil painting on glass, aluminum, steel. 30,5×21 cm.

Do you think of yourself as an international artist or is being rooted in a local context your top priority?

I do not think of myself as an international artist, because I have not held international exhibitions, although my art attracts some attention. In modern Russian institutional or gallery life, I am not particularly present. I am not represented by any gallery. If we talk specifically about practice, then yes, I work with local meanings, but I look beyond them. These meanings are not secluded or clear only to the locals. For example, I do not mold ‘syrniki’ or aspic, traditional Russian food that will perplex a Western person. I work with metaphysical narratives that are understandable to everyone who considers himself or herself a human – it’s about dreams, soul, eternity, death, time. These narratives are painted in local colors, but they can also be oriented to the West and the East so that the world can learn more about Russian identity.

‘Untitled’, 2018, 63x80x8 cm, oil on pine wood, wax, steel

Why does the world need to learn more about the “Russian identity” today? Is it important for you how you are perceived from the outside? 

It seems to me that Russia is in an interesting moral state today: on the one hand, being a modern technological state, and on the other hand, holding on to national values. At the same time, in the face of the globalist project, we are (this is my subjective opinion) an island of pluralism. For me, Russian identity is expressed in a spiritual and intellectual outlook that differs from the Western pragmatism. In general, I think it would be better to say “Russian soul” instead of “Russian identity”. 

What is the Russian Idea is a life-long question, and every Russian, especially an artist or a philosopher, has been trying to solve and answer it all his or her life. That’s why one paragraph won’t be enough to answer it.

As for the second part of the question, it seems to imply a negative attitude towards Russian artists, apparently in view of the political and ideological context. I am rather frustrated by the complexities and high cost of international logistics. It is important, of course, how Russian artists and the country as a whole are perceived. I personally root for Russia. Huge strata of Russian culture are generally not broadcast outside or don’t strike a chord there. Some peculiar and even in some sense alien to the Russian context things are popular now, and our fellow citizens often don’t care about them. I think the reasons for this are of an ambiguous nature. Much depends on certain enthusiasts, say, Russian curators, who work in the international arena and decide what is valuable and what is rubbish. I have questions for these people.

Dasha Kuznetsova, Ilya Smirnov, OLYA, 2019. Carving and acrylic varnish on pinewood, KALE KiLiT 164 F5 cylinders and keys, various guitar strings, electric clamps, fasteners. 400х630×90 mm.
Dasha Kuznetsova, Ilya Smirnov, 14 19 32 43. Installation view, Issmag (Moscow, Russia).

How important is an institutional representation for you, or are submission platforms quite enough?

Someone considers it important, someone, on the contrary, is in opposition to it. Personally, it would be interesting for me to cooperate with museums as an institution that installs artworks into the canvas of art history. The museum, in this sense, is a temple of art, an intermediary between the temporal and the eternal. It’s true, that such perception of museum has already become a thing of the past, and museum is turning into something situational and entertaining nowadays – this transformation does not particularly fascinates me. It would also be interesting to cooperate with galleries because I want to participate in the development of the local market, but I don’t want to become a gallerist myself. The only problem is the underdevelopment of the Russian art market and the post-covid degradation of the industry.

Dasha Kuznetsova, SUPERCULTURE, 2019. Plastic spruce branches, White-House New Year merchandise. 80×80 cm.

What is a form of artistic protest for you? Who is it aimed at?

At the moment, it is insubordination to the mainstream narratives in modern art. I oppose myself to the blind copying of Western fashion, the replication of ideological tendencies and trends. Instead, I would like to be an original national artist and develop our narratives. Not in the colonial sense, as some Russian artists today who sell Russian culture as a souvenir or flirt with its profane layers such as lubok, but from the perspective of Russia as one of the centers of world history.

Dasha Kuznetsova, Vomit, 2021. Oil painting on carved wood. 637×293х40 mm.

Is Russia’s aggressive policy towards the so-called small nations and appropriation of neighboring lands, accompanied by the destruction of local culture, language, traditions, for you a part of the history of Russia as a “center of world history”?

I see it a little bit differently. Based on the historical and fiction literature, at least from what I’ve read, the policy of the Russian Empire was not aimed at oppressing small nations (their cultures, traditions and religions), and the communist government also invested a lot in their development. Small nations that lived in the territory of the Russian Empire and were part of it were not oppressed; their culture and religion were not destroyed. In particular, mosques, Buddhist pagodas, Catholic and Greek Catholic churches, synagogues and Orthodox churches existed and survived – all of this coexisted in all its diversity. There were, of course, more Orthodox churches, because there were more Orthodox Christians. Both national arts and crafts existed, traditions and language were preserved, small nations had the opportunity to live their own national and cultural life. This allowed the communist government to form states, both along the borders and inside after the revolution of 1917. If they were oppressed and their identity was eroded, how would the USSR form so many states, and would it form them in the first place? Throughout the Soviet history, a friendship of peoples was promoted, and the Soviet government deliberately invested in the development of these national states and their identities, which allowed them, after the collapse of the Union, to safely secede and create fully autonomous states with a developed infrastructure. 

The Soviet government, of course, did not support religion. It affected not only the religions of small nations, but even Orthodoxy. Which in my opinion was a mistake, of course.

Dasha Kuznetsova, Near the Window, 2018. Carving on pine wood, acrylic lacquer, oil on reclaimed wood, wax, steel. 55х39,5х18,5 cm.
Dasha Kuznetsova, Force, 2019. Сarved pinewood. 59x40x108 mm.

Does the other side of the great project of “friendship of peoples” that you are talking about sit well with you? In Belarus, for example, representatives of the cultural, scientific and civil society (more than 100 people) were executed in one night from October 29 to October 30, 1937. In the period from 1937 to 1938, Stalin’s repressions against Belarusians reached their peak: more than 100,000 people were arrested, repressed, exiled to camps, and thrown into prisons. The Belarusian language was forced out and replaced by Russian at the state level.

I don’t know the specific situation in Belarus. As far as I remember, the Belarusian language was taught in schools alongside with Russian, like Ukrainian. National literature was published in these languages and translated into Russian.

Stalinist repressions, like any repression, are terrible.

Dasha Kuznetsova, Babylon & Byzantium (2), 2020. Oil painting on a wooden desk, 210х297, 420х297, 210х297 cm.
Dasha Kuznetsova, Spring coming, 2020. Oil on wooden desk. 34 x 45 x 4 cm.

Do you see the difference between the historical Duchy of Moscow and what is now included in the concept of “Russia”?

It’s an interesting question, thanks. I do. By the way, as a native Moscow resident, I loosely consider myself a citizen of Moscovia– at least the history of Moscow is sacred for me, and I consider it my Motherland. This does not apply to the whole country, but it certainly influences me. There is an abyss not only between the historical Duchy of Moscow and the modern Russian Federation but also between the capital and the rest of the country.

Dasha Kuznetsova, Angel, 2019. Oil and lacquer on tempered glass, engraving on stainless steel, felt. 800х1200×8 mm glass, 30х40×60 mm mounts.